Решение Думы Великого Новгорода от 26.03.2015 N 448 "Об отчете о работе Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2014 году"
ДУМА ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
РЕШЕНИЕ
от 26 марта 2015 г. № 448
ОБ ОТЧЕТЕ О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА В 2014 ГОДУ
Принято
Думой Великого Новгорода
26 марта 2015 года
Дума Великого Новгорода решила:
1. Принять к сведению прилагаемый отчет о работе Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2014 году.
2. Опубликовать настоящее решение в газете "Новгород".
Председатель
Думы Великого Новгорода
В.В.ТИМОФЕЕВ
Приложение
к решению
Думы Великого Новгорода
от 26.03.2015 № 448
ОТЧЕТ
О РАБОТЕ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА
В 2014 ГОДУ
1. Общие положения
Отчет о работе Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2014 году (далее - Отчет) подготовлен в соответствии с требованиями статьи 20 Положения о Контрольно-счетной палате Великого Новгорода, утвержденного решением Думы Великого Новгорода от 01.02.2011 № 903, и отражает обобщенные сведения о результатах работы Контрольно-счетной палаты Великого Новгорода в 2014 году.
Контрольно-счетная палата Великого Новгорода (далее - Контрольно-счетная палата) является постоянно действующим органом внешнего муниципального финансового контроля, образованным Думой Великого Новгорода в октябре 2011 года и подотчетным ей.
Контрольно-счетная палата образована в составе председателя, заместителя председателя, одного аудитора и аппарата в количестве трех единиц.
В 2014 году Контрольно-счетная палата осуществляла свою деятельность в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о Контрольно-счетной палате Великого Новгорода, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 01.02.2011 № 903, Положением о бюджетном процессе в Великом Новгороде, утвержденным решением Думы Великого Новгорода от 01.11.2007 № 688, на основании годового плана работы, утвержденного приказом Контрольно-счетной палаты. Годовым планом работы предусмотрены мероприятия по исполнению поручений Думы Великого Новгорода, учтены предложения Мэра Великого Новгорода. План работы реализован в полном объеме. При планировании были учтены все формы осуществления Контрольно-счетной палатой внешнего муниципального контроля, связанные с проведением предварительного и последующего вида контроля за формированием и исполнением бюджета Великого Новгорода, распоряжением муниципальной собственностью.
Основные показатели деятельности Контрольно-счетной палаты представлены в таблице (приложение к Отчету).
2. Контрольная деятельность
Основу деятельности Контрольно-счетной палаты составляет контроль за использованием средств бюджета Великого Новгорода и муниципального имущества.
В 2014 году Контрольно-счетной палатой проведено пять тематических контрольных мероприятий, в рамках которых проверки проведены у 11 объектов контроля.
Как и в предыдущие годы, перед подготовкой заключения об исполнении бюджета Великого Новгорода за 2013 год Контрольно-счетной палатой проведена внешняя проверка годовой отчетности главных распорядителей бюджетных средств (далее - внешняя проверка).
Внешняя проверка является особым видом контроля, включающего проведение как контрольных, так и экспертно-аналитических действий. Результаты внешней проверки учитываются при составлении заключения Контрольно-счетной палатой за отчетный год, что, в свою очередь, является одним из оснований для принятия решения Думой Великого Новгорода об утверждении отчета об исполнении бюджета Великого Новгорода за соответствующий год.
Внешняя проверка показала, что, несмотря на отдельные нарушения и недостатки при ее составлении и организации ведения бюджетного учета, в целом годовая бюджетная отчетность сформирована в соответствии с требованиями действующего законодательства и дает объективное представление о финансово-хозяйственной деятельности главных распорядителей за 2014 год. Уровень достоверности бюджетной отчетности в целом за городской округ по отношению к предыдущим периодам улучшился.
Приоритетными направлениями контроля за расходованием бюджетных средств в 2014 году являлись органы местного самоуправления и муниципальные организации, осуществляющие бюджетные расходы в отраслях "Жилищно-коммунальное хозяйство" и "Образование".
Так, в отчетном периоде проверено использование средств, выделенных из бюджета Великого Новгорода в 2013 - 2014 годах на реализацию муниципальной адресной программы по капитальному ремонту многоквартирных жилых домов.
Проведенным контрольным мероприятием выявлены многочисленные нарушения при использовании указанных средств, а именно:
не исполнялись отдельные условия соглашения о взаимодействии по реализации положений Федерального закона от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", заключенного Департаментом по жилищно-коммунальному хозяйству и топливно-энергетическому комплексу Новгородской области с Администрацией Великого Новгорода;
главным распорядителем не были созданы условия, обеспечивающие безусловное выполнение управляющими организациями софинансирования работ за счет средств собственников МКД, на момент проведения проверки недофинансирование мероприятий программ по капитальному ремонту МКД за счет средств собственников составляло 1717,9 тыс. рублей;
имелись случаи несвоевременной оплаты управляющими организациями выполненных работ по капитальному ремонту МКД при имеющихся на их банковских счетах денежных средствах, что свидетельствует о систематическом отсутствии должного контроля со стороны главного распорядителя за эффективным и своевременным использованием средств;
отдельными управляющими организациями были заключены соглашения с коммерческими банками об открытии счетов по использованию средств, предоставленных из бюджета городского округа на оплату работ по капитальному ремонту МКД, с неснижаемым остатком, что могло служить причиной несвоевременных расчетов с подрядными организациями и за выполненные ими работы;
подрядными организациями нарушались сроки выполнения работ, установленные договорами подряда, при этом заказчиками работ меры принуждения к соблюдению условий заключенных договоров не применялись;
выявлены случаи оплаты фактически невыполненных по состоянию на момент проведения проверки работ, предусмотренных заключенными договорами подряда, проектно-сметной документацией и включенных в акты о приемке выполненных работ. Указанные нарушения выявлены в трех многоквартирных домах из восьми проверенных, общая стоимость невыполненных работ составила 268,5 тыс. рублей. На момент составления настоящего Отчета реализация по данному нарушению не завершена, вопрос остается на контроле Контрольно-счетной палаты.
Имели место другие нарушения при использовании указанных средств.
В ходе осуществления финансового контроля системы городского образования проверено использование средств, поступивших в бюджет городского округа в качестве субсидий на софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам предоставления и организации дошкольного образования, дотаций на повышение оплаты труда педагогических работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений, иных межбюджетных трансфертов.
Контрольные мероприятия проведены в 3 из 56 дошкольных образовательных учреждениях, составляющих систему дошкольного образования города, а также в комитете по образованию Администрации Великого Новгорода.
Проведенными проверками выявлены отдельные нарушения действующего законодательства при использовании средств межбюджетных трансфертов, выделенных городскому округу на организацию и предоставление дошкольного образования.
Так, выявлены нарушения порядка учета и сохранности имущества, приобретенного за счет указанных средств, вновь приобретенные объекты основных средств на общую сумму 6146,4 тыс. рублей на момент проверки не были отражены (приняты к учету) в регистрах бухгалтерского учета проверенных учреждений, учет имущества на сумму 209,7 тыс. рублей осуществлялся с нарушениями.
В ходе инвентаризации работ, выполненных по капитальному ремонту здания МАДОУ "Детский сад № 24 общеобразовательного вида", выявлены отдельные дефекты, образовавшиеся в гарантийный период на фасаде здания, солярии, а также ограждении.
Учредителем дошкольных образовательных учреждений не были урегулированы вопросы по отнесению имущества к особо ценному движимому имуществу при выделении подведомственным учреждениям средств на приобретение материальных ценностей, что создает риски утраты и потери муниципального имущества.
Имели место другие нарушения и недостатки.
Следует отметить, что на момент составления настоящего Отчета комитетом по образованию Администрации Великого Новгорода и проверенными учреждениями приняты необходимые меры к устранению выявленных нарушений.
Вновь приобретенные объекты основных средств в полном объеме поставлены на учет, подготовлены необходимые данные КУМИ Великого Новгорода для включения их в реестр муниципального имущества.
Учет основных средств, осуществляемый с нарушениями, приведен в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Подрядной организации (ООО "НовТрансСтрой"), выполнявшей работы по капитальному ремонту здания МАДОУ "Детский сад № 24 общеобразовательного вида", предъявлены письменные претензии на предмет устранения выявленных проверкой дефектов, работы предполагается осуществить при наступлении благоприятных погодных условий. Указанный вопрос остается на контроле Контрольно-счетной палаты.
Приняты меры к исправлению прочих недостатков.
По поручению Думы Великого Новгорода Контрольно-счетной палатой в отчетном периоде была осуществлена проверка деятельности ОАО "Автобусный парк".
В ходе проведения указанного контрольного мероприятия выполнен анализ финансового состояния предприятия, сравнительный анализ показателей финансово-хозяйственной деятельности, произведен анализ состояния расчетов, проверена обоснованность и законность списания и эффективность использования муниципального имущества, проведена проверка информации, представленной предприятием на заседание постоянных комиссий Думы Великого Новгорода.
В результате проверки Контрольно-счетной палатой сделаны выводы об ухудшающемся финансовом состоянии предприятия и невозможности выполнения своими силами условий договора транспортного обслуживания населения. Указанная задача решается предприятием путем привлечения арендованной техники, при этом содержание договоров аренды автобусов свидетельствует о заложенном в них потенциальном ущербе предприятию вследствие предоставления преимуществ арендодателю.
Несмотря на получение дополнительных доходов в сумме более 250 млн. рублей предприятием не принимались меры к обновлению автобусного парка. Так, в 2011 - 2013 годах предприятием был приобретен лишь один рейсовый автобус стоимостью 3,6 млн. рублей, между тем на приобретение легковых автомобилей расходы составили более 5,5 млн. рублей.
Проверкой законности и целесообразности осуществления инвестиционных операций установлено, что предприятие планирует предоставить сторонней организации заем на общую сумму 30 млн. рублей, при этом договор займа не содержит абсолютной суммы или формулы расчета будущей экономической выгоды для предприятия, процентная ставка экономически невыгодна, не предусмотрено обеспечение сделки (залог, поручительство). Кроме того, установлено, что фирма-заемщик не имеет истории, зарегистрирована в едином Госреестре в день подписания договора, уставный капитал заемщика составляет 10 тыс. рублей.
Таким образом, Контрольно-счетной палатой был сделан вывод, что сделка по предоставлению указанного займа рискованна и экономически нецелесообразна.
Из представленных предприятием разногласий следовало, что предприятие намерено продолжить работу по договору, что может означать перечисление заемщику дополнительных сумм в счет предусмотренных займом средств (до 30 млн. рублей). При этом предприятие продолжало настаивать на целесообразности произведенных расходов, считая выводы Контрольно-счетной палаты некорректными.
Контрольно-счетной палатой в адрес учредителя было направлено соответствующее представление, в результате оперативного вмешательства учредителя договор займа был расторгнут, ранее перечисленные средства в сумме 860,0 тыс. рублей возвращены предприятию, предотвращено неэффективное использование средств муниципального предприятия в сумме более 29 млн. рублей.
В ходе проверки выявлены иные нарушения нормативных и правовых актов на сумму более 18 млн. рублей.
Результаты проведенной проверки доведены до депутатов Думы Великого Новгорода в целях использования их при принятии управленческих решений. На момент составления настоящего Отчета Думой Великого Новгорода принято решение о передаче 100 % акций предприятия в собственность Новгородской области.
Проверкой, проведенной в МУП "Городские бани" по предложению Мэра Великого Новгорода, установлено, что услуги бань в целом определялись как планово-убыточные, что требовало субсидирования деятельности предприятия из средств бюджета Великого Новгорода.
Поскольку субсидирование в бюджете Великого Новгорода не предусматривалось, а установленные тарифы не могли обеспечить безубыточной работы бань, не соблюдался принцип обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей услуг на основе доступности (возможности их оплаты) для населения Великого Новгорода и компенсации поставщикам услуг затрат на их предоставление, установленный решением Думы Великого Новгорода от 22.03.2007 № 484 "Об утверждении Положения о порядке принятия решений об установлении тарифов на услуги муниципальных предприятий и учреждений на территории Великого Новгорода".
Контрольно-счетной палатой был сделан вывод, что учредителем в полном объеме не реализованы права и обязанности по регулированию и контролю за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, а именно:
нормативно не установлен порядок составления, утверждения и установления планов (программ) финансово-хозяйственной деятельности;
не утверждены и не доведены до предприятия показатели экономической эффективности его деятельности, соответственно не осуществлялся контроль за их выполнением.
На момент составления настоящего Отчета Администрацией Великого Новгорода приняты определенные меры, а именно:
разработан порядок составления, утверждения и установления показателей планов (программы) финансово-хозяйственной деятельности муниципальных унитарных предприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства, при этом действие указанного порядка начнется со следующего финансового года (постановление Администрации Великого Новгорода от 30.01.2015 № 382);
утверждены показатели эффективности управления муниципальным унитарным предприятием Великого Новгорода, осуществляющим деятельность в сфере жилищно-коммунального хозяйства, а также порядок проведения оценки эффективности их управления; фактически для предприятия действие указанного порядка начнется с отчетности за 2015 год (постановление Администрации Великого Новгорода от 13.01.2015 № 50).
Вместе с тем касаемо проверенного предприятия конкретные меры, направленные на соблюдение указанного выше принципа обеспечения баланса интересов поставщиков и потребителей услуг, предприятием на момент составления настоящего Отчета не приняты, вопрос остается на контроле Контрольно-счетной палаты.
В целях устранения выявленных нарушений и недостатков Контрольно-счетной палатой объектам контроля направлено 10 представлений, из которых полностью реализованы 3, остальные остаются на контроле Контрольно-счетной палаты. Информация о проведенных проверках своевременно доводится Думе Великого Новгорода, Мэру Великого Новгорода, материалы контрольных мероприятий направляются в прокуратуру Великого Новгорода.
Результаты контрольных мероприятий рассматривались на заседаниях постоянных комиссий Думы Великого Новгорода, совещательных органов, создаваемых при Администрации Великого Новгорода, информация о результатах опубликовывалась в газете "Новгород" и размещалась в разделе Контрольно-счетной палаты на сайте www.adm.nov.ru, учитывалась при принятии нормативных правовых актов.
3. Экспертно-аналитическая деятельность
В 2014 году Контрольно-счетной палатой осуществлен весь комплекс необходимых экспертно-аналитических мероприятий для подготовки заключений на проект бюджета Великого Новгорода на очередной год и плановый период, на отчет об исполнении бюджета Великого Новгорода за предыдущий год и заключений о ходе исполнения бюджета в текущем году.
При этом объем осуществляемой Контрольно-счетной палатой экспертно-аналитической работы увеличился. Так, по отношению к 2013 году количество составленных заключений возросло почти в 3 раза. Увеличение объема экспертно-аналитической работы связано с оформлением результатов финансово-экономической экспертизы проектов муниципальных программ и изменений к ним, осуществляемых в ходе перехода на программно-целевой принцип формирования бюджета Великого Новгорода.
Практика проведения финансово-экономической экспертизы муниципальных программ позволила выявить типичные нарушения, а именно:
несоответствие указываемых в муниципальных программах соисполнителей, участников, сроков реализации программ утвержденному перечню муниципальных программ;
непредставление или представление не в полном объеме расчетов финансовых ресурсов, необходимых для реализации запланированных мероприятий, а также копий документов о намерениях, подтверждающих участие и финансирование программ за счет внебюджетных источников;
отсутствие взаимосвязи между отдельными целевыми показателями и программными мероприятиями;
неуказывание базовых значений целевых показателей.
Указанные недостатки приводили к затруднениям в определении корректности ожидаемых результатов от исполнения муниципальных программ.
Исходя из складывающейся практики процесс формирования муниципальных программ и формирования бюджета Великого Новгорода в программной структуре нельзя считать полностью отработанным, потребуется участие всех органов местного самоуправления Великого Новгорода в нормативном обеспечении указанных процессов. При этом в ходе разработки документов долгосрочного планирования необходимо учитывать новые экономические условия, сложившиеся в стране.
В рамках проведения экспертно-аналитической работы Контрольно-счетной палатой в течение 2014 года подготовлено 51 заключение, результатом проделанной экспертно-аналитической работы в 2014 году стало внесение 59 предложений по проектам нормативных правовых актов и проектам муниципальных программ, из которых 52 учтены при принятии решений.
В рамках контроля за процессами, происходящими в сфере "Жилищно-коммунальное хозяйство", в отчетном году Контрольно-счетной палатой проведено экспертно-аналитическое мероприятие по анализу финансово-хозяйственной деятельности муниципального унитарного предприятия "Новгородский Водоканал". Результаты проведенного исследования доведены до сведения депутатов Думы Великого Новгорода и Администрации Великого Новгорода для использования при принятии управленческих решений о дальнейшей деятельности предприятия.
4. Взаимодействие Контрольно-счетной палаты с иными
органами, осуществляющими контрольные полномочия,
обеспечение доступа к информации о деятельности
В 2014 году Контрольно-счетной палатой продолжено взаимодействие со Счетной палатой Новгородской области, с контрольно-счетными органами муниципальных образований Новгородской области и других субъектов Российской Федерации в части обмена опытом и информационно-методическими материалами.
В отчетном периоде состоялось два рабочих заседания совета контрольно-счетных органов муниципальных образований Новгородской области, председателем которого является Ломоносов А.В. На заседаниях обсуждались вопросы совершенствования деятельности контрольно-счетных органов, форм и методов контрольной работы.
В 2014 году продолжено взаимодействие с иными надзорными и контрольными органами, осуществляющими свою деятельность на территории Великого Новгорода.
Так, в рамках соглашения, заключенного с прокуратурой Великого Новгорода, Контрольно-счетная палата направила в прокуратуру Великого Новгорода 5 материалов с результатами проведенных мероприятий, в течение года в качестве специалистов-экспертов для участия в проводимых прокуратурой проверках в ОАО "ГУК "Великий Новгород", ОАО "Автобусный парк" и управляющей компании ООО "Общий дом" привлекались сотрудники Контрольно-счетной палаты: заместитель председателя Иванов Д.Р., аудитор Спиридонов Л.С., главный инспектор Малинина Н.А.
В целях консолидации работы по муниципальному финансовому контролю в Великом Новгороде Контрольно-счетная палата обменивалась материалами проведенных мероприятий с контрольно-ревизионным управлением Администрации Великого Новгорода - органом внутреннего финансового контроля.
В отчетном периоде в соответствии с требованиями Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" Контрольно-счетной палатой осуществлялась работа по рассмотрению поступивших обращений, давались соответствующие разъяснения, при необходимости обращения направлялись в органы, в компетенцию которых входит решение поставленных вопросов.
Деятельность Контрольно-счетной палаты сопровождалась совершенствованием локальной нормативной правовой базы. В пределах установленных полномочий Контрольно-счетной палатой изданы 5 нормативных правовых актов по вопросам организации деятельности Контрольно-счетной палаты. В 2014 году Контрольно-счетной палатой подготовлены два проекта стандартов финансового контроля, продолжена работа над новой редакцией Регламента.
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности Контрольно-счетной палаты в 2014 году осуществлено 32 публикации информации о ее деятельности в газете "Новгород". Кроме того, проводилось информационное обеспечение раздела Контрольно-счетной палаты на сайте www.adm.nov.ru.
Приложение
к отчету
о работе Контрольно-счетной палаты
Великого Новгорода в 2014 году
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОНТРОЛЬНО-СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ
ВЕЛИКОГО НОВГОРОДА В 2014 ГОДУ
Показатели
Да/нет (+/-)
Количество
Тыс. рублей
1
2
3
4
1. Правовой статус Контрольно-счетного органа, численность и профессиональная подготовка сотрудников
1.1. Юридическое лицо в структуре органов местного самоуправления
+
1.2. КСО в структуре представительного органа муниципального образования
-
1.3. Фактическая численность сотрудников КСО по состоянию на конец отчетного года
6
1.4. Численность сотрудников, имеющих высшее профессиональное образование
6
1.5. Численность сотрудников, имеющих среднеспециальное образование
1.6. Численность сотрудников, прошедших обучение по программе повышения квалификации за последние три года,
1
в том числе:
в отчетном году
2. Контрольная деятельность
2.1. Количество проведенных контрольных мероприятий,
5
в том числе:
по внешней проверке отчета об исполнении бюджета и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств
1
2.2. Количество объектов, охваченных при проведении контрольных мероприятий,
в том числе:
11
2.2.1. Органов местного самоуправления
6
2.2.2. Муниципальных учреждений
3
2.2.3. Муниципальных предприятий
2
2.2.4. Прочих организаций
2.3. Объем проверенных средств,
в том числе:
1834195,3
объем проверенных бюджетных средств
375439,6
2.4. Количество актов, составленных по результатам контрольных мероприятий
11
Справочно:
Объем расходных обязательств, утвержденных в бюджете муниципального образования на 2014 год
4961150,5
2.5. Выявленные нарушения и недостатки,
в том числе:
11162,8
2.5.1. Нецелевое использование бюджетных средств
2.5.2. Неэффективное использование бюджетных средств
2.6. Выявленные нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом
18379,7
3. Экспертно-аналитическая деятельность
3.1. Количество проведенных экспертно-аналити-ческих мероприятий,
в том числе:
51
3.1.1. Подготовленные заключения по проектам нормативных правовых актов органов местного самоуправления,
из них:
3
3.1.2. Подготовленные КСО предложения
59
3.1.3. Предложения КСО, учтенные при принятии решений
52
4. Реализация результатов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий
4.1. Направленные представления,
из них:
10
снятые с контроля
3
4.2. Направленные предписания,
из них:
снятые с контроля
4.3. Устраненные финансовые нарушения,
в том числе:
6356,1
4.3.1. Возмещенные средства в бюджет
4.3.2. Возмещенные средства организаций
4.3.3. Выполненные работы, оказанные услуги
4.4. Устраненные нарушения установленного порядка управления и распоряжения имуществом
860,0
4.5. Справочно:
4.5.1. Привлеченные к дисциплинарной ответственности
4.5.2. Направленные материалы в правоохранительные органы
5
4.5.3. Возбужденные по материалам КСО уголовные дела
4.6. Устраненные финансовые нарушения по мероприятиям, проведенным в периодах, предшествующих отчетному
5. Гласность
5.1. Публикации в СМИ, отражающие деятельность КСО
32
5.2. Наличие собственного информационного сайта или страницы на сайте представительного органа, регионального КСО, регионального объединения МКСО (указать полное наименование и адрес)
да,
страница на сайте:
www.adm.nov.ru
6. Финансовое обеспечение деятельности Контрольно-счетного органа
6.1. Затраты на содержание КСО в 2014 году (фактические)
4932,5
6.2. Запланированные средства на содержание КСО в бюджете на 2015 год
5417,1
Справочно:
Указать, состоит ли КСО в союзе муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации (СМКСО)
да
------------------------------------------------------------------