Распоряжение Правительства Новгородской области от 20.03.2015 N 82-рг "Об утверждении Концепции развития инновационной деятельности в Новгородской области до 2020 года"
ПРАВИТЕЛЬСТВО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 20 марта 2015 г. № 82-рг
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ ДО 2020 ГОДА
1. Утвердить предлагаемую Концепцию развития инновационной деятельности в Новгородской области до 2020 года.
2. Опубликовать распоряжение в газете "Новгородские ведомости".
Губернатор Новгородской области
С.Г.МИТИН
Утверждена
распоряжением
Правительства Новгородской области
от 20.03.2015 № 82-рг
КОНЦЕПЦИЯ
РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ДО 2020 ГОДА
1. Введение
Концепция развития инновационной деятельности в Новгородской области до 2020 года (далее - Концепция) разработана в соответствии с основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2020 года.
Настоящая Концепция определяет основную цель и приоритетные направления развития инновационной деятельности в Новгородской области, предлагает формы и механизмы государственной поддержки инновационной деятельности в Новгородской области на долгосрочную перспективу.
Необходимость разработки Концепции определяется:
возрастанием роли инноваций как фактора повышения конкурентоспособности и устойчивости экономического развития;
необходимостью создания соответствующих условий для активного вовлечения научного и научно-технического потенциала в процессы модернизации производств;
необходимостью интеграции имеющихся в Новгородской области ресурсов и организаций в единую инновационную систему;
вхождением России во Всемирную торговую организацию и усилением конкуренции на внутреннем и внешнем рынках продукции.
Концепция разработана с учетом:
Федерального закона от 23 августа 1996 года № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике";
Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
Основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года, утвержденных Председателем Правительства Российской Федерации от 31 января 2013 года № 404п-П13;
Распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 года № 1662-р "О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года";
областного закона от 09.07.2012 № 100-ОЗ "О Стратегии социально-экономического развития Новгородской области до 2030 года".
В Концепции используются следующие понятия:
инновация (нововведение) - конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности;
инновационная сфера - область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций (нововведений);
инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) производства продукции, а также их распространение и использование;
применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии;
инновационный потенциал (государства, региона, отрасли, организации) - совокупность различных видов ресурсов, включая материальные, финансовые, интеллектуальные, научно-технические и иные, необходимые для осуществления инновационной деятельности;
инновационная инфраструктура - организации, фирмы, объединения, научно-технические комплексы, способствующие осуществлению инновационной деятельности;
субъекты инновационной деятельности - физические и юридические лица, непосредственно участвующие в создании, внедрении и распространении инноваций, в том числе научно-исследовательские организации, инновационные предприятия, промышленные предприятия, разрабатывающие и выпускающие новую продукцию, предприятия и организации инновационной инфраструктуры, иные субъекты инновационных процессов;
инновационная продукция - результаты инновационной деятельности, в отношении которых возникают экономические и правовые отношения между субъектами инновационной деятельности;
инновационно-технологический центр - имущественный комплекс, предназначенный для нормального функционирования и развития субъектов инновационной деятельности, а также содействия процессу продвижения результатов их научно-технической деятельности в сферы материального производства и услуг;
бизнес-инкубатор - организация, предоставляющая свои ресурсы перспективным инновационным и высокотехнологичным компаниям с целью внедрения современных технологий и использования научно-технического потенциала;
кластер - группа, состоящая из нескольких компаний, объединенных общей деятельностью или по территориальному признаку;
технопарк - объединение предприятий, осуществляющих инновационную деятельность и имеющих цель по созданию общей системы экономико-правового и технического обслуживания, а также общей системы инвестирования и ведения инновационной деятельности;
центр трансферта технологий - организация, содействующая субъектам инновационной деятельности в продвижении инновационного продукта на рынки сбыта и обеспечивающая доступ к информационным ресурсам (каталоги, базы данных).
2. Состояние инновационной деятельности
в Новгородской области
В Новгородской области инновационной деятельностью занимались научно-исследовательские и образовательные организации. Удельный вес инновационно активных организаций области в 2014 году в общем числе обследованных организаций составил 6,6 %. В 2014 году технологическими инновациями занимались все инновационно ориентированные организации области, что соответствовало уровню 2013 года. Доля организаций, осуществляющих организационные инновации в 2014 году, составила 25,0 %, маркетинговые инновации - 20,0 %.
Объем отгруженной инновационной продукции в 2014 году составил 5976,6 млн. рублей, что на 48,8 % ниже уровня 2013 года.
Количество научно-исследовательских и проектно-конструкторских подразделений в организациях увеличилось на 55,9 % и составило 53 единицы. Среднесписочная численность работников в этих подразделениях в 2014 году составила 1637 человек.
Затраты на инновационную деятельность в 2014 году составили 12118,7 млн. рублей, что в 2 раза выше по сравнению с предыдущим годом. Затраты на технологические инновации составили 12117,7 млн. рублей.
Источниками финансирования затрат на технологические инновации в 2014 году являлись собственные средства организаций - 94,2 %, доля средств федерального бюджета в общей сумме затрат составила 5,7 %.
В 2014 году объем выполненных научных исследований и разработок составил 1511,3 млн. рублей, что на 11,0 % ниже уровня 2013 года. Основную долю объема научных исследований и разработок составили работы, выполненные собственными силами, 1466,9 млн. рублей (97,1 %). Численность работников, выполнявших научные исследования и разработки в 2014 году, составила 1169 человек и возросла на 3,5 % к уровню 2013 года.
Анализ показывает, что увеличилось число организаций, осуществляющих технологические инновации в Новгородской области, в следующих видах экономической деятельности: обработка древесины и производство изделий из дерева, производство машин и оборудования, производство электрооборудования, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий.
Развитие малого предпринимательства в инновационной сфере в Новгородской области является одним из перспективных направлений деятельности органов исполнительной власти области всех уровней. Важным условием развития малого предпринимательства в регионе, в том числе конкурентной среды, является разработка и реализация комплекса специальных мер по его стимулированию и поддержке не только на региональном уровне, но и на уровне муниципальных образований.
Стимулирование инновационной активности региональных компаний со стороны государства включает следующие мероприятия:
создание благоприятных условий для формирования инновационной среды во всех секторах экономики;
снижение инновационных и предпринимательских рисков на этапах реализации инновационного проекта;
развитие интеграционных связей между крупными, средними и малыми компаниями;
содействие формированию высокотехнологичных, наукоемких малых предприятий не только в инфраструктуре промышленного сектора, но и во всех секторах экономики;
создание и поддержка высокотехнологичных компаний и стимулирование инновационной активности малых компаний.
3. Основная цель и задачи реализации Концепции на территории
Новгородской области
Основная цель реализации Концепции - формирование конкурентоспособной областной инновационной системы, представляющей собой совокупность взаимосвязанных организаций (структур), занятых производством и (или) коммерческой реализацией знаний и технологий, и комплекса институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих взаимодействие образовательных, научных, предпринимательских и некоммерческих организаций и структур во всех сферах экономики и общественной жизни.
Основными задачами, стоящими перед Новгородской областью на пути перехода к инновационной экономике, являются:
развитие инфраструктуры инновационной деятельности, формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок, территорий инновационного развития;
развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
развитие механизмов государственного управления инновационной деятельностью и государственно-частного партнерства;
обеспечение открытости региональной инновационной системы и экономики, а также интеграция региона в общероссийские и мировые процессы создания и использования нововведений.
Концепция направлена на обеспечение реализации приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Новгородской области, утвержденных постановлением Администрации области от 19.03.2013 № 134:
информационно-телекоммуникационные системы;
медицина и здравоохранение;
агропромышленный комплекс;
машиностроение, приборостроение и радиоэлектроника;
инновационные технологии, включая нано-, биотехнологии;
транспортные и космические системы;
химическая промышленность;
экология и рациональное природопользование;
энергоэффективность и энергосбережение, энергетика.
4. Приоритетные направления развития инновационной
деятельности в Новгородской области
Для реализации основной цели и задач Концепции будут реализовываться меры по следующим основным направлениям, охватывающим спрос и предложение инноваций, а также их институциональную инфраструктуру:
поддержка инновационного бизнеса и расширение спроса на инновации в экономике;
развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок;
развитие инновационной инфраструктуры;
эффективная интеграция в глобальную инновационную систему;
формирование новой инновационной культуры в обществе и повышение статуса инноватора;
первоочередное развитие технологических направлений, критически важных с точки зрения национальной безопасности и обороноспособности.
5. Способы реализации Концепции
5.1. Поддержка инновационного бизнеса и расширение спроса на инновации в экономике предполагает:
развитие конкурентной среды, прежде всего среды для технологической конкуренции и конкуренции в инновациях;
стимулирование инвестиций в модернизацию технологической базы, проведение исследований и разработок, коммерциализацию их результатов и капитализацию интеллектуальной собственности посредством бюджетных, налоговых и иных инструментов стимулирования;
создание условий для эффективной рыночной оценки накопленной и создаваемой интеллектуальной собственности и ее использования для повышения капитализации компаний, упрощение оборота нематериальных активов, вовлечение в экономическую деятельность объектов интеллектуальной собственности, созданных за счет бюджетных средств;
поддержку создания и развития малого и среднего предпринимательства в инновационной сфере, в том числе путем сокращения административных барьеров для старта и развития инновационного бизнеса и формирования требований по передаче малому и среднему инновационному бизнесу части государственных заказов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы;
создание благоприятных условий для развития новых высокотехнологичных секторов экономики, в том числе путем совершенствования регулирования на соответствующих рынках продукции (услуг), оптимизации существующих инструментов поддержки инноваций применительно к особенностям перспективных секторов экономики;
формирование в государственном секторе экономики, а также в сфере естественных монополий дополнительных стимулов к инновационному развитию путем усиления инновационной направленности системы закупок для государственных нужд, введения в отношении субъектов естественных монополий и крупных государственных компаний требований по разработке и принятию программ инновационного развития, формированию и реализации технологических дорожных карт, определения требований по переходу субъектов естественных монополий, крупных государственных компаний к применению передовых технологий, определяющих более высокий уровень технологического вклада в повышение энергоэффективности.
5.2. Развитие фундаментальной науки, повышение эффективности сектора исследований и разработок предполагает:
повышение конкурентоспособности исследований и разработок, эффективности и результативности государственных расходов на их поддержку и развитие, в том числе путем:
определения и уточнения приоритетных направлений исследований и разработок на основе долгосрочных прогнозов научного и технологического развития;
введения института независимой оценки деятельности научных организаций государственного сектора в соответствии с международной практикой;
постепенного увеличения доли конкурсного финансирования научных исследований, расширения роли государственных научно-технических фондов в финансировании фундаментальных исследований, распределения к 2020 году на конкурсной основе большей части бюджетных средств для финансирования фундаментальных исследований;
расширения состава инструментов финансирования государственного сектора науки, включая фундаментальную науку, опережающего развития инструментов финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих рациональное разделение рисков между государством, наукой и бизнесом, увеличение софинансирования из внебюджетных источников;
поддержки на конкурсной основе среднесрочных комплексных программ развития ведущих научных и научно-образовательных организаций;
формирования и реализации комплекса мер по развитию негосударственного сектора науки;
развитие материально-технической базы науки, включая развитие сети центров коллективного пользования;
содействие развитию внутрифирменной (корпоративной) науки, в том числе путем расширения ее доступа к уникальному научному оборудованию в рамках поддерживаемой государством инновационной инфраструктуры (к центрам коллективного пользования), поддержки распространения среди предприятий лучших достижений в организации внутрифирменных инновационных систем;
обеспечение государственной поддержки развития инжиниринга и проектной деятельности, в том числе путем поддержки проектов по созданию инжиниринговых центров, центров дизайна, сертификационных центров, содействие предприятиям в проведении технологического аудита;
осуществление модернизации кадровой политики российского сектора исследований и разработок, в том числе путем создания механизмов привлечения молодых специалистов в науку и инновационные виды деятельности (планирование карьеры, введение системы индивидуальных грантов для молодых ученых, их поощрений, государственного субсидирования ипотеки для молодых специалистов в сфере науки, инжиниринга, проектной деятельности, иных высокотехнологичных видов деятельности, предоставление грантов, займов и венчурное финансирование на реализацию собственных разработок);
реформирование системы оплаты труда в сфере науки и образования, устанавливающей зависимость оплаты труда от результатов и качества работы, внедрение новых форм финансирования фундаментальной науки (проектное финансирование, гранты и т.д.);
содействие повышению качества менеджмента в научных организациях для реализации инновационных проектов и обеспечения эффективного взаимодействия с бизнесом;
содействие расширению и ускорению использования в экономике результатов российских исследований и разработок, в том числе путем развития инструментов трансфера результатов исследований и разработок между гражданской и военной сферой.
5.3. Развитие инновационной инфраструктуры предполагает:
радикальное повышение эффективности существующей инновационной инфраструктуры (особые экономические зоны, центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, технопарки и т.д.);
развитие финансовой инновационной инфраструктуры, формирование системы поддержки инноваций на основе институтов развития (государственная корпорация "Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)", открытое акционерное общество "Российская венчурная компания", государственная корпорация "Российская корпорация нанотехнологий" и т.д.);
создание с государственным участием фондов прямых инвестиций для повышения капитализации высокотехнологичных компаний, развитие венчурного финансирования, создание государственных или частно-государственных фондов финансирования отдельных стадий развития инновационного бизнеса;
ускоренное развитие технического регулирования как важнейшего инструмента стимулирования инновационного развития путем модернизации устаревших регламентов и стандартов, которые являются барьерами в расширении инновационной деятельности предприятий, последовательного и предсказуемого на долгосрочную перспективу ужесточения требований к эффективности использования предприятиями природных ресурсов, безопасности продукции (услуг) для экологии и здоровья населения, снижению энерго- и материалоемкости, определения системы соответствующих поощрений и санкций, гармонизации российских стандартов с международными в первую очередь по тем направлениям, где существуют перспективы расширения экспорта инновационной продукции;
принятие технических регламентов, стандартов и правил, способствующих расширению практики и ускорению создания высокотехнологичных совместных предприятий и аутсорсинга;
упрощение и ускорение процедур сертификации, в том числе в соответствии с международными стандартами качества;
развитие инструментов стимулирования взаимодействия научных, образовательных организаций и бизнеса в инновационной сфере, в том числе путем формирования технологических платформ в целях обеспечения взаимодействия бизнеса и науки по определению и развитию перспективных направлений технологического развития, развития механизма софинансирования расходов компаний на проведение исследований и разработок с применением системы предоставления грантов, софинансирования реализации сетевых инновационных проектов, поддержки долгосрочных инновационных партнерств по приоритетным для развития экономики технологическим направлениям;
поддержка (финансовая, административная и инфраструктурная) формирования высокотехнологичных кластеров, продвижения продукции этих кластеров на внутреннем и мировом рынках.
5.4. Эффективная интеграция в глобальную инновационную систему предполагает:
поддержку вхождения российских предприятий в бизнес-альянсы, направленные на создание технологий и продуктов, имеющих высокий уровень конкурентоспособности, при условии передачи российским участникам таких альянсов соответствующих технологий и прав на них;
устранение ограничений по доступу российских предприятий к современным иностранным технологиям;
содействие, в том числе путем создания фондов с государственным участием, укрупнению, повышению капитализации национальных высокотехнологичных компаний, стимулирование их консолидации;
обеспечение участия России в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях для интеграции в мировое научно-технологическое пространство;
разработка и реализация на основе долгосрочного технологического прогноза масштабных проектов в сфере развития отдельных технологий;
интеграция российского сектора исследований и разработок в глобальную инновационную систему, развитие международного сотрудничества, обеспечение доступа российских ученых к исследовательской базе ведущих зарубежных научных центров;
принятие и реализация программы поддержки экспорта высокотехнологичной продукции, услуг, технологий;
формирование механизма поддержки создания и капитализации российских высокотехнологичных брендов, компенсации расходов на зарубежное патентование и защиту прав интеллектуальной собственности за рубежом, усиление внимания к этой сфере внешнеэкономической деятельности со стороны посольств и торговых представительств Российской Федерации, а также в рамках деятельности межправительственных комиссий по торгово-экономическому сотрудничеству;
поддержку покупки зарубежных активов - технологических доноров и центров подготовки персонала, в том числе инжиниринговых и проектных компаний;
развитие и поддержку программ по академическому обмену и стажировке российских студентов и преподавателей за рубежом и иностранных - в России, поддержку привлечения ученых мирового уровня для преподавательской деятельности в России;
вовлечение российских ученых, уехавших за рубеж, в развитие российской науки и технологий, в том числе путем их участия на платной основе в российских научных проектах и преподавательской деятельности.
5.5. Для формирования новой инновационной культуры в обществе и повышения статуса инноватора необходимы:
поддержка распространения опыта лучших инноваций, в том числе управленческих и социальных;
усиление роли инноваций для развития экономики и общества, в том числе путем:
формирования системы популяризации науки, инноваций, инновационной деятельности, в том числе через общественную рекламу, вовлечение в пропаганду лидеров общественного мнения, распространение историй успеха, проведение конкурсов среди предприятий, ученых и научных коллективов и других мероприятий;
формирования в целях популяризации инновационной деятельности специализированных учебных курсов по инновациям в ВУЗах в рамках специальностей, не относящихся к сфере высоких технологий.
5.6. Первоочередное развитие технологических направлений, критически важных с точки зрения национальной безопасности и обороноспособности, предполагает:
выделение наиболее важных для национальной безопасности и обороноспособности технологий в качестве отдельного раздела долгосрочного научно-технологического прогноза в целях организации мониторинга и прогнозирования ситуации (как внутрироссийской, так и международной) по данным направлениям;
уточнение перечня критических технологий, разработку которых государство финансирует в первоочередном порядке, с точки зрения выделения важных для национальной безопасности технологий, обеспечение их приоритетного финансирования;
организация эффективной совместной работы научного сектора, органов государственной власти и бизнеса по научным исследованиям, опытно-конструкторским работам и внедрению в производство соответствующих технологий;
усиление поддержки российских компаний, работающих по ключевым для обеспечения национальной безопасности направлениям технологического развития, включая использование для этих целей возможностей системы государственных закупок;
поддержку приобретения российскими компаниями, работающими в сфере критических для обеспечения безопасности технологий, новых технологий, иностранных компаний (в том числе путем организационного и политического содействия приобретению иностранных технологических компаний);
использование потенциала институтов развития для ускорения процессов консолидации в высокотехнологичных секторах экономики для создания компаний - технологических лидеров мирового уровня.
5.7. Реализация Концепции позволит:
создать благоприятную среду для развития инновационной сферы на территории Новгородской области;
повысить конкурентоспособность организаций всех сфер деятельности Новгородской области за счет инновационной составляющей;
вовлечь в производство научно-технический потенциал области;
увеличить удельный вес инновационной продукции на душу населения в регионе;
увеличить количество субъектов инновационной деятельности;
создать условия для эффективного развития региона в целом.
------------------------------------------------------------------