Постановление Администрации Демянского муниципального района от 06.03.2015 N 190 "Об утверждении муниципальной программы "Социальная поддержка граждан в Демянском муниципальном районе на 2015 - 2020 годы"
АДМИНИСТРАЦИЯ ДЕМЯНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 марта 2015 г. № 190
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ "СОЦИАЛЬНАЯ
ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ДЕМЯНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ РАЙОНЕ
НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Администрации Демянского муниципального района
от 20.11.2015 № 1024)
В соответствии со статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Порядком принятия решений о разработке муниципальных программ Демянского муниципального района, их формирования и реализации, утвержденным постановлением Администрации Демянского муниципального района от 20.08.2013 № 763, в целях обеспечения социальной поддержки граждан Администрация Демянского муниципального района постановляет:
1. Утвердить прилагаемую муниципальную программу "Социальная поддержка граждан в Демянском муниципальном районе на 2015 - 2020 годы" (далее - Программа).
2. Комитету финансов при формировании проекта бюджета муниципального района на период 2014 - 2020 годов предусматривать в установленном порядке бюджетные ассигнования на реализацию Программы.
3. Опубликовать постановление в газете "Авангард" и разместить на официальном сайте Администрации Демянского муниципального района.
Глава района
А.П.ФЕДОРОВ
Утверждена
постановлением
Администрации района
от 06.03.2015 № 190
МУНИЦИПАЛЬНАЯ ПРОГРАММА
"СОЦИАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА ГРАЖДАН В ДЕМЯНСКОМ МУНИЦИПАЛЬНОМ
РАЙОНЕ НА 2015 - 2020 ГОДЫ"
Список изменяющих документов
(в ред. Постановления Администрации Демянского муниципального района
от 20.11.2015 № 1024)
ПАСПОРТ
муниципальной программы "Социальная поддержка граждан
в Демянском муниципальном районе на 2015 - 2020 годы"
1. Наименование муниципальной программы: муниципальная программа "Социальная поддержка граждан в Демянском муниципальном районе на 2015 - 2020 годы".
2. Ответственный исполнитель муниципальной программы: комитет социальной защиты населения Администрации Демянского муниципального района (далее - комитет).
3. Соисполнители муниципальной программы:
комитет финансов Администрации Демянского муниципального района;
комитет культуры и молодежной политики Администрации Демянского муниципального района;
комитет по образованию Администрации Демянского муниципального района;
комитет по экономическому развитию Администрации Демянского муниципального района;
комитет по организационным и общим вопросам Администрации Демянского муниципального района;
МО МВД РФ "Демянский" (по согласованию);
отдел записи актов гражданского состояния Демянского района;
ОАУСО "Демянский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" (по согласованию);
ОАУСО "Демянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (по согласованию);
ОАУСО "Демянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних" (по согласованию);
ГОБУЗ "Демянская центральная районная больница" (по согласованию);
ГОКУ "ЦЗН Демянского района" (по согласованию);
ГУ управление Пенсионного фонда РФ в Демянском районе (межрайонное) Новгородской области (по согласованию);
ГОУ "Центр диагностики и консультирования № 4" (по согласованию);
администрации городского и сельских поселений, входящих в состав территории Демянского муниципального района;
Демянская районная организация Новгородской областной организации Общероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов (далее - РСВ) (по согласованию);
Демянская районная организация Новгородской областной организации Общероссийской общественной организации "Всероссийское общество инвалидов" (ВОИ), далее - РОИ) (по согласованию).
3. Подпрограммы муниципальной программы "Социальная поддержка граждан в Демянском муниципальном районе на 2015 - 2020 годы": нет.
4. Цели, задачи и целевые показатели <*> муниципальной программы:
№ п/п
Цели, задачи муниципальной программы, наименование и единица измерения целевого показателя
Значения целевого показателя по годам
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
2
3
4
5
6
8
9
1.
Цель 1. Повышение уровня социальной защищенности граждан Демянского района путем предоставления мер социальной поддержки
1.1.
Задача 1. Совершенствование системы социальной поддержки граждан, проживающих в Демянском муниципальном районе, и повышение уровня жизни получателей мер социальной поддержки
1.1.1.
Показатель 1. Доля малоимущих граждан, лиц, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в комитете социальной защиты населения Администрации Демянского муниципального района, в общей численности населения района, не более (%)
1,56
1,56
1,56
1,55
1,55
1,55
1.1.2.
Показатель 2. Доля граждан, получивших социальную поддержку, в общей численности малоимущих граждан и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в комитете социальной защиты населения Администрации Демянского муниципального района, не менее (%)
4,36
4,37
4,37
4,38
4,38
4,38
1.1.3.
Показатель 3. Доля граждан, получивших меры социальной поддержки от общей численности обратившихся граждан, имеющих право на получение данных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации, не менее (%)
100
100
100
100
100
100
1.1.4.
Показатель 4. Доля граждан льготных категорий федерального и регионального уровней, получивших меры социальной поддержки, от общей численности населения Демянского муниципального района, не менее (%)
64,1
64,4
64,4
64,5
64,6
64,7
2.1.
Задача 2. Создание инвалидам условий для обеспечения равного доступа к объектам или услугам, предоставляемым населению, равного участия в жизни общества
2.1.1.
Показатель 1. Доля образовательных организаций и учреждений социальной защиты оборудованных (дооборудованных) приспособлениями, обеспечивающими доступность нахождения в них инвалидов, от общего числа учреждений, социальной сферы (%), не менее
21,4
21,4
21,5
21,5
21,6
21,6
2.1.2.
Показатель 2. Количество инвалидов, воспользовавшихся услугами "мобильной бригады" не менее (чел.)
150
152
154
156
158
160
2.1.3.
Показатель 3. Количество инвалидов, обеспеченных специальными средствами для ухода, быта и доступа, воспользовавшихся услугами пункта проката технических средств реабилитации не менее (чел.)
11
12
12
13
14
15
2.1.4.
Показатель 4. Количество проведенных культурно-массовых мероприятий для инвалидов и с участием инвалидов (ед.), не менее
2
2
2
2
2
2
2.1.5.
Показатель 5. Численность инвалидов, которым оказана адресная социальная помощь к Международному дню инвалидов и белой трости
28
30
30
30
34
36
2.1.6.
Показатель 6. Доля трудоустроенных инвалидов от общего числа инвалидов, обратившихся в службу занятости населения района (%), не менее
17,1
17,1
17,2
17,2
17,3
17,3
Задача 3. Улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет повышения уровня их социальной поддержки
3.1.1.
Показатель 1. Количество детей из семей, проживающих в Демянском муниципальном районе, с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Новгородской области от общей численности детей, проживающих в Демянском муниципальной районе, не более (чел.)
945
920
905
890
890
875
3.1.2.
Показатель 2. Количество семей, проживающих в Демянском муниципальном районе, с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Новгородской области от общей численности семей, проживающих в Демянском муниципальном районе, не более (чел.)
600
585
570
555
555
550
3.1.3.
Показатель 3. Число рожденных детей, не менее (чел.)
123
125
127
129
131
133
3.1.4.
Показатель 4. Численность детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями, не менее (чел.)
3
3
3
3
3
3
3.1.5.
Показатель 8. Удельный вес детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, от общей численности отдохнувших детей в возрасте от 7 до 17 лет, не менее (%)
65
65,1
65,1
65,2
65,2
65,3
Задача 4. Создание условий и обеспечение реализации муниципальной программы
4.1.1.
Показатель 1. Численность граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа, получающих ежемесячную денежную компенсацию, не менее (чел.)
623
623
623
620
620
620
4.1.2.
Показатель 2. Максимальный срок ожидания в очереди при подаче заявления в комитет социальной защиты населения Администрации Демянского муниципального района о предоставлении государственной услуги, не более (мин.)
15
15
15
15
15
15
4.1.3.
Показатель 3. Укомплектованность комитета социальной защиты населения Администрации Демянского муниципального района служащими, не менее (%)
100
100
100
100
100
100
4.14.
Показатель 4. Численность служащих, подлежащих аттестации, прошедших ее в установленные сроки
1
1
1
1
1
1
5. Сроки реализации муниципальной программы:
Сроки реализации государственной программы: 2015 - 2020 годы.
6. Объемы и источники финансирования муниципальной программы в целом и по годам реализации (тыс. руб.):
год
Источник финансирования
областной бюджет
федеральный бюджет
местные бюджеты
внебюджетные средства
всего
1
2
3
4
5
6
2015
38681,8
12608,9
-
-
51290,7
2016
33099,5
17310,9
-
-
50410,4
2017
41835,1
17895,0
-
-
59730,1
2018
41835,1
17895,0
-
-
59730,1
2019
41835,1
17895,0
-
-
59730,1
2020
41835,1
17895,0
-
-
59730,1
ВСЕГО
239121,7
101499,8
340621,5
(раздел 6 в ред. Постановления Администрации Демянского муниципального района от 20.11.2015 № 1024)
7. Ожидаемые конечные результаты реализации муниципальной программы:
увеличение доли граждан, получивших социальную поддержку, в общей численности малоимущих граждан и лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, состоящих на учете в комитете социальной защиты населения Демянского муниципального района;
своевременное предоставление мер социальной поддержки всем обратившимся гражданам, имеющим право на получение данных мер в соответствии с законодательством Российской Федерации;
увеличение доли граждан льготных категорий регионального уровня, получивших меры социальной поддержки, от общей численности населения Демянского муниципального района;
увеличение доли доступных для инвалидов приоритетных объектов социальной, транспортной, инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов;
снижение доли детей из семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Новгородской области от общей численности детей, проживающих в Демянском муниципальном районе;
снижение доли семей с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в Новгородской области от общей численности семей, проживающих в Демянском муниципальном районе;
увеличение доли детей-инвалидов, получивших реабилитационные услуги в специализированных учреждениях для детей с ограниченными возможностями;
увеличение доли семей, получивших социальные услуги в общей численности семей с детьми;
увеличение доли детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, охваченных всеми формами отдыха и оздоровления, в общей численности детей, находящихся в трудной жизненной ситуации и подлежащих оздоровлению.
Общая характеристика сферы реализации муниципальной
программы "Социальная поддержка граждан в Демянском
муниципальном районе на 2015 - 2020 годы", в том числе
формулировки проблемы и обоснование необходимости решения
ее программными методами
Социальная поддержка граждан представляет собой систему правовых, экономических, организационных и иных мер, гарантированных государством отдельным категориям населения. Категории граждан-получателей социальной поддержки, меры социальной поддержки и условия ее предоставления определены федеральным законодательством, законодательством Новгородской области, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Приоритеты государственной политики в сфере реализации муниципальной программы "Социальная поддержка граждан в Демянском муниципальном районе на 2015 - 2020 гг." определены исходя из "Концепции социально-экономического развития Демянского муниципального района на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики", Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 № 606 "О мерах по реализации демографической политики Российской Федерации" и областного законодательства.
Политика Демянского муниципального района в области социальной поддержки граждан формируется в соответствии с положениями Конституции Российской Федерации, в которой определено, что в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Характерные особенности демографического, социального и экономического развития Новгородской области в целом и Демянского муниципального района в частности, а также специфика его бюджетной обеспеченности и структуры социальных расходов, определяют сложившуюся систему социальной поддержки населения.
Негативной тенденцией демографической ситуации нашего муниципального образования является ускорение процесса старения населения.
По состоянию на 31 декабря 2014 года численность населения Демянского муниципального района составляет 11726 человек, из них пенсионеров 4635 человек, в том числе 3490 человек - старше трудоспособного возраста, что составляет около 75,3 % и 29,8 % общей численности населения района соответственно. При этом доля пенсионеров и лиц старше трудоспособного возраста в общей численности населения района постоянно увеличивается. В долгосрочной перспективе значительная доля пожилых людей в структуре населения сохранится.
Последствия такого явления - сокращение кадрового потенциала экономики района, повышение иждивенческой нагрузки на молодое малочисленное поколение, значительное увеличение бюджетных расходов на выплату пенсий, здравоохранение, увеличение спроса на услуги по уходу и социальному обслуживанию.
Обостряется проблема социального неравенства между трудоспособными и нетрудоспособными категориями граждан.
"Старение" населения требует принятия адекватных мер для обеспечения качества жизни, соответствующего потребностям этой группы населения. Представители старших возрастных групп испытывают потребность в социальном обслуживании, медико-социальном патронаже и долговременном уходе. Основная доля в структуре услуг социального обслуживания приходится на социально-бытовые и социально-медицинские.
Рост удельного веса пожилого населения предопределяет увеличение спроса на услуги по уходу и социальному обслуживанию, в том числе на платные услуги.
Приоритетным направлением государственной политики в области социальной поддержки семьи являются ориентиры на стимулирование рождаемости, профилактику семейного неблагополучия и поддержку семьи как при рождении ребенка, так и в случае попадания в трудную жизненную ситуацию.
Доля детей в структуре населения Демянского муниципального района составляет 19 %. Численность малообеспеченных семей постепенно уменьшается, но по-прежнему остается высокой. В комитете социальной защиты населения Демянского муниципального на 31.12.2014 зарегистрировано 614 малообеспеченных семей (970 детей), получающих ежемесячное пособие на ребенка. На учете в органе социальной защиты населения состоит 140 многодетных семей.
С 2012 года многодетным семьям, имеющим 3 и более детей, без учета доходов семьи предоставляются 50,0 % компенсация по оплате жилищно-коммунальных услуг, бесплатный проезд для детей школьного возраста, бесплатные лекарственные препараты для детей до 6 лет по рецептам врачей (фельдшеров) и внеочередной прием детей в дошкольные учреждения.
С 1 июля 2012 года многодетным семьям предложены новые дополнительные меры социальной поддержки в виде регионального капитала "Семья". С 2012 года размер регионального капитала "Семья" был увеличен до 200,0 тыс. рублей при условии направления 100,0 тыс. рублей на улучшение жилья.
В целях улучшения демографической ситуации с 1 января 2013 года при рождении третьего и последующих детей многодетным семьям установлено новое пособие - ежемесячная денежная выплата. Размер ежемесячной денежной выплаты на 2014 год составляет 7156 рублей, получать денежные средства семья имеет право до достижения ребенком возраста 3 лет.
В 2014 году на территории района проживает 5 семей, находящихся в социально опасном положении, насчитывающих 18 человек, из них 12 (67 %) - дети. 4 из указанных семей являются неполными семьями. В общем количестве семей, находящихся в социально опасном положении, 2 семьи (40 %) относятся к категории многодетных.
Социальная поддержка семей с детьми осуществляется также путем обеспечения отдыха и оздоровления детей. На территории района в 2014 году функционировали 15 лагерей, в том числе 13 лагерей с дневным пребыванием детей, 1 профильный оздоровительный лагерь с круглосуточным пребыванием детей и 1 стационарный палаточный лагерь. В ходе оздоровительной кампании 2014 года 1282 ребенка (подростка) охвачены разными формами летнего отдыха, что составляет 95,1 % от общего количества детей от 7 до 17 лет. Особое внимание уделяется организации отдыха и оздоровления детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В 2014 году всеми видами организованного отдыха было охвачено 837 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, что составляет 65,3 % от общего числа детей, охваченных оздоровительной кампанией.
Своевременное предоставление мер социальной поддержки семьям с детьми способствовало улучшению демографической ситуации в районе. В 2014 году в районе родилось 130 детей, что на 107 % больше по сравнению с 2013 годом. Наблюдается рост рождения третьих и последующих детей в семьях: в 2013 году в районе было зарегистрировано 25 рождений третьих и последующих детей, в 2014 году - 35.
Но несмотря на наметившиеся в районе положительные тенденции в социально-экономическом положении семей и детей, количество социально незащищенных семей и детей продолжает оставаться высоким. Доля граждан в семьях, имеющих детей, состоящих на учете в комитете социальной защиты населения, в общем числе малоимущих остается высокой.
Системное решение проблем детской безнадзорности, создание условий для эффективной социальной реабилитации и адаптации детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, внедрение инновационных технологий профилактической работы с семьей и детьми на ранних стадиях семейного неблагополучия возможно при эффективном межведомственном взаимодействии государственных и общественных структур. Подобный подход дает возможность последовательно осуществлять меры по улучшению качества жизни семей с детьми, что должно привести к улучшению демографической ситуации, повышению социальной значимости семьи как основного общественного института, сохранению и поддержанию благополучных условий жизнедеятельности семей, имеющих несовершеннолетних детей.
В Демянском муниципальном районе проживает 2081 инвалидов, что составляет 18 % населения района. Из них 57 % - это инвалиды 1 и 2 групп. 30 человек (1,4 %) имеют нарушения опорно-двигательного аппарата и используют при передвижении кресла-коляски, 58 (27 %) человек имеют ограничения по зрению (слепые и слабовидящие), 1949 (93,7 %) человек - инвалиды по общему заболеванию, 42 (2 %) человек - дети-инвалиды, 32 (1,5 %) человек - инвалиды по другим патологиям.
Ежегодно в районе инвалидность впервые устанавливается более 60 гражданам трудоспособного возраста. Наблюдается высокий уровень инвалидности среди взрослого населения в связи с болезнями системы кровообращения, онкологическими заболеваниями, болезнями костно-мышечной системы, психическими расстройствами.
Численность детей-инвалидов в районе составляет 42 человека, за последние 5 лет отмечается снижение общего числа детей-инвалидов. Доля детей-инвалидов от общего числа детского населения составляет 1,9 %.
Среди заболеваний, приводящих к инвалидности, по-прежнему лидируют врожденные аномалии, болезни нервной системы, психические расстройства.
Несмотря на то что за последние годы отмечается тенденция снижения уровня инвалидизации населения, фактически каждый шестой человек, проживающий в Демянском муниципальном районе, инвалид.
Это свидетельствует о масштабности проблемы инвалидности и определяет необходимость принятия комплекса мероприятий по совершенствованию системы социальной защиты инвалидов, обеспечивающей интеграцию инвалидов в общество.
В последние несколько лет в районе последовательно проводится работа по социальной защите инвалидов, направленная на улучшение их социального положения, повышение доходов и качества жизни.
Ратификация Российской Федерацией в 2012 году Конвенции ООН о правах инвалидов означает возложение обязательств по созданию условий для реализации инвалидами всех прав и свобод, в том числе по формированию доступной среды жизнедеятельности. Определенная работа в этом направлении ведется и в Демянском муниципальном районе в рамках районного Плана по реабилитации инвалидов и созданию им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В районе проводятся фестивали и выставки творчества, спортивные мероприятия с участием инвалидов. Получили распространение акции в связи с Международным днем инвалидов, Международным днем белой трости. Ведется работа, направленная на формирование в обществе положительного отношения к инвалидам.
Социальное обслуживание инвалидов занимает ведущее место в реабилитации инвалидов. Его осуществляют 2 учреждения. В данных учреждениях проживает и обслуживается 40 инвалидов, в том числе 16 инвалидов-колясочников, 6 инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, 10 - с нарушением зрения.
По результатам обследования и паспортизации учреждений, проведенных в 2013 году, они только частично соответствуют установленным требованиям доступности для инвалидов.
В дальнейшем обустройство зданий специальными приспособлениями позволит повысить комфортность пребывания в них, компенсировать утраченные функции организма инвалидов.
В 2014 году систематически занимались физической культурой и спортом 119 человек из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, что составляет 6 % от общего количества инвалидов в районе.
Инвалиды занимаются следующими видами спорта: армспорт, дартс, настольный теннис, пауэрлифтинг.
Для расширения возможности реабилитации инвалидов в ОАУСО "Демянский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов" открыт пункт проката технических средств реабилитации. Это дает возможность до получения инвалидности или технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем, подобрать необходимое средство реабилитации и воспользоваться им.
Библиотечно-информационные услуги незрячим и слабовидящим категориям граждан оказывает МУК "Межпоселенческая централизованная библиотечная система". Данная библиотека по заявкам инвалидов предоставляет специализированную литературу для незрячих и слабовидящих граждан района.
В Демянском районе каждый третий житель является получателем различных мер социальной поддержки и социальных выплат. Через комитет социальной защиты населения осуществляется предоставление 16 видов выплат и мер социальной поддержки. Меры социальной поддержки граждан, особенно предоставляемые в денежной форме, являются одним из источников обеспечения денежных доходов населения. Наиболее высокими рисками бедности отличаются многодетные, неполные семьи и семьи, воспитывающие детей-инвалидов.
Предоставление мер социальной поддержки отдельным категориям граждан направлено на поддержание и повышение уровня их денежных доходов в связи с особыми заслугами перед государством, утратой трудоспособности и тяжестью вреда, нанесенного здоровью, а также в связи с нахождением в трудной жизненной ситуации.
Меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, определенные законодательством, включают меры социальной поддержки в денежной форме, натуральной форме, в форме льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, а также в виде предоставления социальных услуг.
Расходные обязательства, связанные с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансируются из федерального и областного бюджетов.
В 2014 году на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан в Демянском муниципальном районе было израсходовано 18193,7 тыс. рублей за счет средств областного бюджета.
За счет средств областного бюджета субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг получили 38 семей (106 человек), проживающих на территории района, в общей сумме 452,0 тыс. рублей.
Государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи получили 339 малоимущих граждан в сумме 118,3 тыс. рублей, социальная поддержка в виде денежных выплат оказана 172 гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, в общей сумме 416,2 тыс. рублей. При этом государственная социальная помощь и социальная поддержка предоставлялись наименее обеспеченным гражданам, в том числе благодаря адресному подходу.
В настоящее время система социальной поддержки отдельных категорий граждан требует дальнейшего совершенствования и развития, в том числе по:
усилению адресного подхода оказания помощи нуждающимся гражданам и внедрению механизма проверки нуждаемости в социальной поддержке;
усилению помощи наиболее социально уязвимым категориям граждан (одинокие пенсионеры, инвалиды, семьи с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации);
оказанию дополнительной помощи нуждающимся гражданам сверх гарантируемого государством уровня помощи для усиления адресности социальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации;
усилению работы по привлечению внимания общественности к проблемам людей пожилого возраста, инвалидов и других наиболее социально уязвимых категорий граждан.
На сегодняшний день социальные услуги в Демянском районе предоставляют три областных учреждения: областное автономное учреждение социального обслуживания "Демянский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", областное автономное учреждение социального обслуживания "Демянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" и областное автономное учреждение социального обслуживания "Демянский социально - реабилитационный центр для несовершеннолетних".
По итогам 2014 года социальным обслуживанием охвачено 6253 человека.
37 человек, или 76 % от всех детей, проходивших социальную реабилитацию в стационарном отделении ОАУ СО "Демянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних", возвращены в родные или устроены в приемные (опекунские) семьи.
Особое место в системе социального обслуживания семей с детьми занимает ОАУ СО "Демянский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних". Деятельность этого учреждения направлена в первую очередь на профилактику и предупреждение семейного неблагополучия.
В рамках реализации мероприятий подпрограммы "Защитим детей от насилия" государственной программы Новгородской области "Социальная поддержка граждан Новгородской области на 2014 - 2018 годы" в учреждении организована работа консультационного пункта по оказанию психологической помощи детям и родителям, пострадавшим от жестокого обращения, проводятся консультации с родителями и с несовершеннолетними детьми. Ведется прием детей педагогами-психологами в организованных сенсорных комнатах. С данной категорией организована работа группы "Семейного реабилитационного досуга". В 2014 году внедрена в деятельность учреждения новая технология "Куратор", цель которой - профилактика насилия в отношении детей, социальная реабилитация детей, пострадавших от насилия и жестокого обращения. Организована работа службы профилактики отказов от новорожденных. Продолжается работа службы "Скорая семейная помощь" по осуществлению раннего выявления семейного неблагополучия и оказания экстренной социальной психологической и иной помощи семьям и детям, проживающим в отдаленных сельских поселениях. Продолжается работа в рамках технологии "Новая жизнь", направленная на реабилитацию родителей, злоупотребляющих алкоголем и имеющим наркотическую зависимость. В рамках данной технологии проводятся профилактические беседы, тестирования, консультации. Функционирует служба "Мой малыш", технология "Мамина радость". Их деятельность направлена непосредственно на профилактику раннего социального сиротства. Начата работа по участию в создании дружественного к ребенку правосудия в Новгородской области с целью предупреждения совершения несовершеннолетними преступлений, в том числе повторных; ресоциализации и возвращению к жизни в обществе несовершеннолетних, вступивших в конфликт с законом; оказания социально-психологической, социально-педагогической и иной помощи детям, участвующим в следственных действиях, а также их родителям (законным представителям).
На социальном обслуживании на дому в ОАУ СО "Демянский центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов", находится 300 человек. В учреждении работают отделения: социального обслуживания на дому, дневного пребывания, социально-реабилитационное со стационаром, срочного социального обслуживания, где пенсионеры и инвалиды могут получить дополнительные социальные услуги в условиях стационара и временного обслуживания. Учреждение широко использует новые технологии и формы социального обслуживания. В рамках областной целевой программы "Активное долголетие" продолжается работа службы мобильной бригады. Осуществляется прокат технических средств реабилитации, значительно расширен перечень технических средств, предоставляемых населению. В целях реализации мероприятий областных целевых программ "Бабушка-онлайн" и "Дедушка-онлайн" продолжается работа по организации краткосрочного обучения пожилых граждан работе на персональном компьютере. Организовываются духовно-просветительские встречи. В рамках социального туризма проводятся экскурсии и мероприятия. Действуют оздоровительные группы по лечебной физкультуре и медицинского массажа "Здоровое долголетие".
ОАУ СО "Демянский дом-интернат для престарелых и инвалидов" ежемесячно в условиях стационара обслуживает 30 человек, утративших способность к самообслуживанию, из них 25 мест - отделение "Милосердие" (для тяжелобольных граждан) и 5 мест - общего типа. Организована кружковая работа для формирования и развития интересов клиентов. Разработаны и внедряются в деятельность учреждения 3 новые программы: "Комплексная оздоровительно-профилактическая программа для пожилых и инвалидов", "Лечебная физкультура по реабилитации постинсультных больных", "Комплексно-оздоровительно-профилактическая программа для пожилых и инвалидов на 2013 - 2014 гг. по методу "Скандинавская ходьба".
Муниципальная программа "Социальная поддержка граждан в Демянском муниципальном районе на 2015 - 2020 годы" призвана обеспечить комплексный подход к решению стоящих перед социальной службой задач, способствовать внедрению общественного контроля над достижением целей социально-экономической политики, формированием и исполнением бюджета, и повышению эффективности функционирования службы в целом.
Для достижения цели муниципальной программы предусмотрено решение следующих задач:
совершенствование системы социальной поддержки граждан, проживающих в Демянском муниципальном районе и повышение уровня жизни получателей мер социальной поддержки;
создание инвалидам условий для обеспечения равного доступа к объектам или услугам, предоставляемым населению, равного участия в жизни общества наряду с другими гражданами;
совершенствование системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, повышение качества и расширение спектра социальных услуг;
улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет повышения уровня их социальной поддержки;
создание условий для реализации муниципальной программы и обеспечение государственного управления в сфере социальной защиты населения района.
Достижение запланированных результатов реализации муниципальной программы связано с возникновением и преодолением различных рисков реализации муниципальной программы.
Управление рисками муниципальной программы осуществляется ответственным исполнителем на основе регулярного мониторинга реализации муниципальной программы, оценки ее результативности и эффективности и включает в себя:
предварительную идентификацию рисков, оценку вероятности их наступления и степени их влияния на достижение запланированных результатов муниципальной программы;
текущий мониторинг повышения (снижения) вероятности наступления рисков;
планирование и осуществление мер по снижению вероятности наступления рисков;
в случае наступления рисков планирование и осуществление мер по компенсации (уменьшению) негативных последствий наступивших рисков.
Применительно к муниципальной программе вся совокупность рисков разделена на внешние риски и внутренние риски.
Наиболее значимые риски, основные причины их возникновения, перечни предупреждающих и компенсирующих мероприятий приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Риски реализации муниципальной программы
Наименование риска
Основные причины возникновения риска
Предупреждающие мероприятия
Компенсирующие мероприятия
1
2
3
4
Внешние риски
Правовые
изменение действующих нормативных правовых актов, принятых на федеральном и областном уровнях, влияющих на условия реализации муниципальной программы
мониторинг изменений законодательства и иных нормативных правовых актов в сфере социальной защиты населения
корректировка областного и районного законодательства
корректировка муниципальной программы
Макроэкономические (финансовые)
неблагоприятное развитие экономических процессов в целом по Российской Федерации, в Новгородской области, приводящее к выпадению доходов областного бюджета или увеличению расходов и, как следствие, к пересмотру финансирования ранее принятых расходных обязательств на реализацию мероприятий муниципальной программы
привлечение средств на реализацию мероприятий муниципальной программы из областного бюджета
корректировка муниципальной программы в соответствии с фактическим уровнем финансирования и перераспределение средств между наиболее приоритетными направлениями муниципальной программы (связанные с обеспечением установленных мер социальной поддержки и социального обслуживания населения), сокращение объемов финансирования менее приоритетных направлений муниципальной программы
мониторинг результативности мероприятий муниципальной программы и эффективности использования бюджетных средств, направляемых на реализацию муниципальной программы
рациональное использование имеющихся финансовых средств (обеспечение экономии бюджетных средств в рамках реализации мероприятий муниципальной программы)
Внутренние риски
Организационные
недостаточная точность планирования мероприятий и прогнозирования значений показателей муниципальной программы
составление годовых планов реализации мероприятий муниципальной
программы, осуществление последующего мониторинга их выполнения
корректировка плана мероприятий муниципальной программы
и значений показателей реализации муниципальной программы, замена непосредственных исполнителей (соисполнителей) мероприятий муниципальной программы
мониторинг результативности мероприятий муниципальной программы и эффективности использования бюджетных средств, направляемых на реализацию муниципальной программы
применение штрафных санкций к поставщикам (подрядчикам, исполнителям), определенным по результатам закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд, при необходимости - замена исполнителей мероприятий муниципальной программы
размещение информации о результатах реализации
мероприятий муниципальной программы на сайте комитета в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
составление плана государственных закупок, формирование четких требований к закупаемым товарам, услугам (работам), к их поставщикам (исполнителям)
Ресурсные (кадровые)
недостаточная квалификация специалистов, исполняющих мероприятия муниципальной программы
назначение постоянных ответственных исполнителей с обеспечением возможности их полноценного участия в реализации мероприятий муниципальной программы повышение квалификации исполнителей мероприятий муниципальной программы (проведение обучения, семинаров, обеспечение им открытого доступа к методическим и информационным материалам)
ротация или замена исполнителей (соисполнителей) мероприятий муниципальной программы
Механизм управления реализацией муниципальной программы
Координатором работы по реализации Программы является комитет социальной защиты населения Администрации муниципального района. Контроль за выполнением Программы возлагается на первого заместителя Главы администрации муниципального района, курирующего вопросы социальной защиты населения.
Исполнитель программы совместно с соисполнителями на постоянной основе осуществляют мониторинг реализации программы.
Исполнитель программы:
ежеквартально представляет в комитет по экономическому развитию Администрации муниципального района информацию об освоении финансовых средств по программе в срок до 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом;
ежегодно до 1 марта года, следующего за отчетным, представляют в комитет по экономическому развитию Администрации муниципального района отчет о ходе реализации программы и первоначальную оценку эффективности.
Мероприятия муниципальной программы
№ п/п
Наименование мероприятия
Исполнитель
Срок реализации
Целевой показатель (номер целевого показателя из паспорта муниципальной программы)
Источник финансирования
Объем финансирования по годам (тыс. руб.)
2015
2016
2017
2018
2019
2020
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1.
Задача 1. Совершенствование системы социальной поддержки граждан, проживающих в Демянском муниципальном районе и повышение уровня жизни получателей мер социальной поддержки
1.1.
Анализ состава граждан, состоящих на учете в комитете, в разрезе муниципального района по возрасту, доходам, социально-бытовым условиям, тенденции изменений по всем показателям
комитет;
ОАУСО "Демянский СРЦ",
ОАУСО "Демянский ЦСО"
2015 - 2020 годы
1.1.1,
3.1.1,
3.1.2
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.2.
Анализ социально-экономического положения граждан, состоящих на учете в комитете, нуждающихся в социальной поддержке и разработка мер по улучшению их социальной защиты
комитет;
ОАУСО "Демянский СРЦ";
ОАУСО "Демянский ЦСО"
1.1.1,
1.1.2,
1.1.3,
1.1.4
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.3.
Формирование и ведение базы данных о численности нуждающихся граждан и граждан, имеющих право на получение социальной поддержки
комитет;
ОАУСО "Демянский СРЦ";
ОАУСО "Демянский ЦСО"
1.1.2,
1.1.3,
1.1.4,
3.1.1,
3.1.2,
3.1.3,
3.1.4,
4.1.1
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.4.
Взаимодействие с общественными организациями, спонсорами, привлечение их к участию в реализации программ по оказанию адресной социальной поддержки населению
комитет;
ОАУСО "Демянский СРЦ";
ОАУСО "Демянский ЦСО";
общественные организации района;
главы поселений
2.1.4,
2.1.5
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
внебюджетные средства
-
-
-
-
-
-
1.5.
Организация и координация работы по проведению благотворительных мероприятий
комитет;
комитет культуры и молодежной политики;
комитет по образованию;
главы поселений;
общественные организации района
2.1.5
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.6.
Прием документов, назначение и организация выплаты отдельным категория граждан в соответствии с действующим законодательством мер социальной поддержки
комитет
1.1.3,
1.1.4
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.7.
Прием документов для оформления и выдачи удостоверений (дубликатов удостоверений) единого образца
комитет
4.1.2
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.8.
Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения (выдача отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством листов талонов на бесплатный проезд на автомобильном транспорте межмуниципального сообщения на территории Новгородской области)
комитет
1.1.4,
4.1.2
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.9.
Организация и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении лиц, признанных судом недееспособными или ограниченно дееспособными, а также в отношении лиц, нуждающихся по состоянию здоровья в попечительстве в форме патронажа
комитет
4.1.2
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.10.
Приобретение товаров, работ, услуг в пользу граждан в целях их социального обеспечения: (предоставление мер социальной поддержки по бесплатному изготовлению и ремонту зубных протезов отдельным категориям граждан)
комитет ГОБУЗ "Демянская ЦРБ"
1.1.4
4.1.2
областной бюджет
345,2
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
(п. 1.10 в ред. Постановления Администрации Демянского муниципального района
от 20.11.2015 № 1024)
1.11.
Выплата социального пособия на погребение и возмещение расходов по гарантированному перечню услуг по погребению за счет бюджетов субъектов Российской Федерации
комитет
4.1.2
областной бюджет
279,7
235,3
304,00
304,00
304,00
304,00
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.12.
Оплата жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан
комитет
1.1.3,
1.1.4,
4.1.2
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
16836,6
17310,9
17895,0
17895,0
17895,0
17895,0
1.13.
Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов труда
комитет
1.1.3,
1.1.4,
4.1.2
областной бюджет
10177,0
8678,4
11379,2
11379,2
11379,2
11379,2
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.14.
Обеспечение мер социальной поддержки тружеников тыла
комитет
1.1.3
1.1.4
4.1.2
областной бюджет
219,2
175,3
213,2
213,2
213,2
213,2
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
(п. 1.14 в ред. Постановления Администрации Демянского муниципального района
от 20.11.2015 № 1024)
1.15.
Обеспечение мер социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий
комитет
1.1.3
1.1.4
4.1.2
областной бюджет
236,9
187,2
225,3
225,3
225,3
225,3
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
(п. 1.15 в ред. Постановления Администрации Демянского муниципального района
от 20.11.2015 № 1024)
1.16.
Предоставление мер социальной поддержки ветеранов труда Новгородской области
комитет
1.1.3
1.1.4
4.1.2
областной бюджет
7910,7
6684
8568,1
8568,1
8568,1
8568,1
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
(п. 1.16 в ред. Постановления Администрации Демянского муниципального района
от 20.11.2015 № 1024)
1.17.
Оказание социальной поддержки малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) на газификацию их домовладений
комитет
1.1.3
1.1.4
4.1.2
областной бюджет
39,9
273,6
339,9
339,9
339,9
339,9
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
(п. 1.17 в ред. Постановления Администрации Демянского муниципального района
от 20.11.2015 № 1024)
1.18.
Осуществление социальной поддержки малоимущим семьям (малоимущим одиноко проживающим гражданам) на приобретение и установку приборов учета энергетических ресурсов в своих домовладениях
комитет
1.1.3,
1.1.4,
4.1.2
областной бюджет
74,0
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.19.
Социальная поддержка отдельных категорий граждан из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны
комитет
1.1.3,
1.1.4,
4.1.2
областной бюджет
412,1
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.20.
Назначение и выплата единовременного пособия одинокой матери
комитет
1.1.3
1.1.4
4.1.2
областной бюджет
145,0
122,6
55,8
55,8
55,8
55,8
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
(п. 1.20 в ред. Постановления Администрации Демянского муниципального района
от 20.11.2015 № 1024)
1.21.
Предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, работающих и проживающих в сельских населенных пунктах и поселках городского типа Новгородской области, в соответствии с областным законом от 27 августа 2009 года № 586-ОЗ
комитет
1.1.3,
1.1.4,
4.1.1,
4.1.2
областной бюджет
3020,0
2491,0
3162,0
3162,0
3162,0
3162,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
1.22.
Предоставление мер социальной поддержки педагогическим работникам организаций, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельской местности, поселках городского типа Новгородской области
комитет
1.1.3,
1.1.4,
4.1.2
областной бюджет
6028,1
5249,1
6529,7
6529,7
6529,7
6529,7
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
2.
Задача 2. Создание инвалидам условий для обеспечения равного доступа к объектам или услугам, предоставляемым населению, равного участия в жизни общества
2.1.
Реализация мероприятий районного плана по реабилитации инвалидов и созданию им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества
комитет;
комитет культуры и молодежной политики;
комитет по образованию;
комитет по экономическому развитию;
ОАУСО "Демянский ЦСО";
ОАУСО "Демянский ДИ";
ОАУСО "Демянский СРЦ";
ГОБУЗ "Демянская ЦРБ;
БОКУ "ЦЗН Демянского района";
МО МВД РФ "Демянский";
администрации городского и сельских поселений
ГУ управление Пенсионного фонда РФ в Демянском районе (межрайонное) Новгородской области;
ГОУ "Центр диагностики и консультирования № 4"
2015 - 2020 годы
2.1.1,
2.1.2,
2.1.3,
2.1.4,
2.1.5,
2.1.6
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
3.
Задача 3. Улучшение положения семей и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, за счет повышения уровня их социальной поддержки
3.1.
Пособия, компенсации, меры социальной поддержки по публичным нормативным обязательствам:
прием документов, назначение, перерасчет и выплата в установленном порядке:
ежемесячного пособия на ребенка;
единовременного пособия при рождении третьего и последующих детей
комитет
2015 - 2020 годы
3.1.1,
3.1.2,
3.1.3,
4.1.2
областной бюджет
3739,4
2952,2
3667,4
3667,4
3667,4
3667,4
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
3.2.
Предоставление мер социальной поддержки многодетным семьям и возмещение организациям расходов по предоставлению мер социальной поддержки многодетным семьям:
прием документов и присвоение статуса многодетной семьи.
Выдача удостоверения многодетной семьи и организация выплаты
комитет
4.1.2
областной бюджет
2250,1
1928,1
2454,3
2454,3
2454,3
2454,3
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
3.3.
Выдача справки на бесплатный проезд на внутригородском и пригородном транспорте общего пользования детям из многодетных семей, обучающимся в общеобразовательных учреждениях в пределах Новгородской области
комитет
4.1.2
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
3.4.
Организация оздоровительной кампании для детей в возрасте от 7 до 17 лет, находящихся в трудной жизненной ситуации
комитет;
комитет культуры и молодежной политики;
комитет по образованию;
ОАУСО "Демянский СРЦ";
ГОБУЗ "Демянская ЦРБ"
3.1.5
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
3.5.
Предоставление социальной поддержки гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации в связи с одновременным рождением трех и более детей
комитет
1.1.3,
1.1.4,
3.1.3
областной бюджет
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
3.6.
Предоставление льгот на проезд в транспорте междугороднего сообщения к месту лечения и обратно детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении:
возмещение расходов стоимости проезда в транспорте междугороднего сообщения для детей, нуждающихся в санаторно-курортном лечении
комитет;
ГОБУЗ "Демянская ЦРБ"
1.1.3,
4.1.2
областной бюджет
2,0
1,6
2,0
2,0
2,0
2,0
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
3.7.
Оказание социальной поддержки малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации:
(прием документов и оказание государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и социальной поддержки лицам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации)
комитет
1.1.2
1.1.3
4.1.2
областной бюджет
1467,6
1345,8
1486,7
1486,7
1486,7
1486,7
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
(п. 3.7 в ред. Постановления Администрации Демянского муниципального района
от 20.11.2015 № 1024)
3.8.
Прием документов и выдача справок студентам, подтверждающим право на получение государственной социальной стипендии
комитет
4.1.2
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
3.9.
Прием документов и выдача справки одному из работающих родителей (опекуну, попечителю), подтверждающей право на предоставление и оплату дополнительных выходных дней в месяц для ухода за детьми-инвалидами
комитет
4.1.2
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
4.
Задача 4. Создание условий и обеспечение реализации муниципальной программы
4.1.
Предоставление комитетом социальной защиты населения Администрации Демянского муниципального района населению района государственных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами
комитет
2015 - 2020 годы
1.1.1,
1.1.2,
1.1.3,
1.1.4,
3.1.1,
3.1.2,
4.1.1,
4.1.2
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
4.2.
Формирование и ведение базы данных, содержащих информацию о лицах, относящихся к льготной категории граждан в Демянском муниципальном районе
комитет
1.1.4
областной бюджет
-
-
-
-
-
-
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
4.3.
Содержание штатных единиц, осуществляющих переданные отдельные государственные полномочия в области социальной защиты:
материально-техническое, хозяйственное и кадровое обеспечение деятельности комитета социальной защиты населения Администрации Демянского муниципального района
комитет;
комитет финансов;
комитет по организационным и общим вопросам
4.1.3,
4.1.4
областной бюджет
3600,9
3001,6
3728,6
3728,6
3728,6
3728,6
федеральный бюджет
-
-
-
-
-
-
------------------------------------------------------------------