По датам

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

<Письмо> УФНС России по Новгородской обл. от 11.11.2015 N 8-13/09769 "О направлении информации"



УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО НОВГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ПИСЬМО
от 11 ноября 2015 г. № 8-13/09769

О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ

Управление Федеральной налоговой службы по Новгородской области во исполнение договора об информационном сотрудничестве от 10.01.2012 № 34-Н/4 направляет информационный материал для размещения в правовой системе "Консультант".

Приложение: на 8 листах.

Руководитель,
Государственный советник
Российской Федерации 3 класса
Т.А.ЕКИМОВА





Приложение

Вопрос 1: Должен ли уплачивать земельный налог и налог на имущество физических лиц за 2014 год гражданин, проживающий в Великом Новгороде, имеющий инвалидность 3-й группы, полученной в результате ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС?

Ответ: До 01.01.2015 налогообложение имущества физических лиц регулировалось Законом РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" (далее - Закон № 2003-1).
С 01.01.2015 вступила в силу глава 32 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) "Налог на имущество физических лиц".
Согласно нормам налогового законодательства начисление и уплата имущественных налогов производится в году, следующем за отчетным налоговым периодом. Таким образом, за 2014 год уплата налога производится не позднее 1 октября 2015 года, за 2015 - не позднее 1 октября 2016 года.
В соответствии со ст. 4 Закона № 2003-1 от уплаты налогов на имущество физических лиц освобождались отдельные категории граждан, в том числе лица, имеющие право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Статьей 407 Кодекса также предусмотрено освобождение от уплаты налога на имущество физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
В соответствии со ст. 387 Кодекса земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.
Решением Думы Великого Новгорода от 26.05.2005 № 129 "Об установлении земельного налога на территории Великого Новгорода" налоговые льготы в виде полного освобождения от уплаты земельного налога предоставляются физическим лицам, имеющим право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 года № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Социальная поддержка граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, - система мер, обеспечивающая социальные гарантии гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, устанавливаемая настоящим Законом и другими федеральными законами (ст. 4 Закона РФ от 15.05.1991 № 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС").
К гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие указанного Закона, относятся:
1) граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
2) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:
граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;
военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;
граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;
граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности.
Таким образом, инвалид, получивший инвалидность вследствие чернобыльской катастрофы, освобождается от уплаты налога на имущество физических лиц и земельного налога.
Ввиду того что льготы по имущественным налогам носят заявительный характер, налогоплательщик представляет в налоговый орган заявление о предоставлении льготы и документы, подтверждающие право налогоплательщика на налоговую льготу.
Следует учитывать, что согласно налоговому законодательству, действующему до 01.01.2015, определенные категории физических лиц полностью освобождались от уплаты налога на имущество физических лиц независимо от количества принадлежащих им объектов недвижимости.
В соответствии с нормами главы 32 Кодекса с 01.01.2015 налоговая льгота предоставляется только в отношении одного объекта налогообложения каждого вида по выбору налогоплательщика вне зависимости от количества оснований для применения налоговых льгот (т.е. одна квартира или комната; один жилой дом; одно хозяйственное строение или сооружение для личного подсобного хозяйства; один гараж или машиноместо).
В случае несвоевременного обращения за предоставлением льготы по уплате налогов перерасчет суммы налогов производится не более чем за 3 года по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в связи с перерасчетом суммы налога осуществляется за период такого перерасчета в порядке, установленном статьями 78 и 79 Кодекса.

Вопрос 2: Можно ли получить доступ к сервису "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" при обращении в налоговые органы Московской области, если гражданин имеет регистрацию в Новгородской области?

Ответ: В настоящее время доступ к сервису ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" (https://lk2.service.nalog.ru/lk/) (далее - ЛК ФЛ) осуществляется одним из трех способов: с помощью логина и пароля, с помощью ключа электронной подписи/универсальной электронной карты либо с помощью реквизитов доступа на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ).
Получить регистрационную карту, содержащую логин и пароль, можно лично в любой инспекции ФНС России независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию ФНС России по месту жительства при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН)/уведомления о постановке на учет.
Доступ к сервису ЛК ФЛ также возможен с помощью квалифицированной электронной подписи/универсальной электронной карты. Для регистрации в сервисе налогоплательщик, используя квалифицированную электронную подпись/универсальную электронную карту, заполняет в электронном виде заявление на подключение со стартовой страницы сервиса. При этом необходимые для идентификации пользователя реквизиты считываются с носителя электронной подписи и автоматически подгружаются в форму заявления.
Сертификат ключа квалифицированной электронной подписи можно получить в любом удостоверяющем центре, аккредитованном в Минкомсвязи России (перечень удостоверяющих центров доступен по адресу www.minsvyaz.ru в разделе "Аккредитация удостоверяющих центров"). Информация о получении универсальной электронной карты размещена по адресу www.uecard.ru.
Пользователь ЕПГУ может получить доступ к сервису ЛК ФЛ без посещения налоговой инспекции при условии, что он ранее обращался лично для идентификации в один из уполномоченных центров регистрации Единой системы идентификации и аутентификации: отделение ФГУП "Почта России", МФЦ России, центр обслуживания клиентов ОАО "Ростелеком", другие уполномоченные организации.
Для пользователей ЕПГУ, получивших реквизиты доступа заказным письмом по почте, доступны два существующих способа подключения к сервису ЛК ФЛ: с помощью логина и пароля либо с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи/универсальной электронной карты.

Вопрос 3: Налогоплательщик имеет переплату по налогам. Каким образом зачесть эту переплату в счет будущих платежей?

Ответ: Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам в порядке, предусмотренном ст. 78 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс).
Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам.
Зачет суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленного через "Личный кабинет налогоплательщика") налогоплательщика по решению налогового органа.
Форма заявления о зачете суммы излишне уплаченного (взысканного) налога (сбора, пени, штрафа) утверждена Приказом ФНС России от 03.03.2015 № ММВ-7-8/90@ "Об утверждении форм документов, используемых налоговыми органами при осуществлении зачета и возврата сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, сборов, пеней, штрафов" (приложение № 9 к Приказу).
Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.
Заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о принятом решении о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога или решении об отказе в осуществлении зачета (возврата) в течение пяти дней со дня принятия соответствующего решения.
Указанное сообщение передается руководителю организации, физическому лицу, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения.
Таким образом, для зачета излишне уплаченных сумм налогов в счет предстоящих платежей, налогоплательщику следует обратиться с заявлением в налоговую инспекцию по месту учета (по налогу на доходы физических лиц, по транспортному налогу - по месту жительства; по земельному налогу, по налогу на имущество физических лиц - в налоговый орган по месту нахождения объектов налогообложения).
С 01.07.2015 вступил в силу Федеральный закон от 04.11.2014 № 347-ФЗ, которым законодательно закрепляется понятие "Личный кабинет налогоплательщика". Документы, переданные в налоговые органы физическими лицами в электронной форме с использованием "Личного кабинета налогоплательщика" и подписанные усиленной неквалифицированной электронной подписью, являются юридически значимыми и равнозначны документам, представленным на бумажном носителе.
Налогоплательщики - физические лица могут использовать усиленную неквалифицированную электронную подпись при направлении документов через "Личный кабинет".
Получить усиленную неквалифицированную электронную подпись можно бесплатно, не посещая удостоверяющий центр, непосредственно из "Личного кабинета налогоплательщика для физических лиц".
Применение усиленной неквалифицированной электронной подписи с 1 июля позволяет налогоплательщику - физическому лицу направлять через свой "Личный кабинет" налоговую декларацию по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ с приложениями. В перечень документов, направляемых пользователем в налоговый орган через "Личный кабинет" с применением усиленной неквалифицированной электронной подписи, включено также заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога.
В настоящее время доступ к сервису ФНС России "Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц" https://lk2.service.nalog.ru/lk/ (далее - ЛК ФЛ) осуществляется одним из трех способов:
с помощью логина и пароля,
с помощью ключа электронной подписи/универсальной электронной карты,
с помощью реквизитов доступа на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее - ЕПГУ).
Получить регистрационную карту, содержащую логин и пароль, можно лично в любой инспекции ФНС России независимо от места постановки на учет. При обращении в инспекцию ФНС России по месту жительства при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность. При обращении в иные инспекции ФНС России при себе необходимо иметь документ, удостоверяющий личность, и оригинал или копию свидетельства о постановке на учет физического лица (свидетельство о присвоении ИНН)/уведомления о постановке на учет.

Вопрос 4: В 2014 году гражданин приобрел земельный участок с жилым домом. Право собственности на земельный участок оформлено в 2014 году, на жилой дом - в 2015 году. Какой порядок предоставления имущественного налогового вычета?

Ответ: На основании пп. 3 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении размера налоговой базы налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации жилых домов, квартир, комнат или доли (долей) в них, приобретение земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, и земельных участков или доли (долей) в них, на которых расположены приобретаемые жилые дома или доля (доли) в них.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется в размере фактически произведенных налогоплательщиком расходов на новое строительство либо приобретение на территории Российской Федерации одного или нескольких объектов имущества, указанного в пп. 3 п. 1 ст. 220 Кодекса, не превышающих 2000000 рублей.
В соответствии с пп. 6 и пп. 7 п. 3 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании документов, подтверждающих возникновение права на указанный вычет, платежных документов, оформленных в установленном порядке и подтверждающих произведенные налогоплательщиком расходы.
На основании с пп. 2 п. 3 ст. 220 Кодекса при приобретении земельных участков или доли (долей) в них, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, имущественный налоговый вычет предоставляется после получения налогоплательщиком свидетельства о праве собственности на жилой дом.
Налогоплательщик зарегистрировал право собственности на жилой дом в 2015 году.
Для того чтобы получить вычет по расходам на приобретение (строительство) жилого дома и земельного участка, ему необходимо подать налоговую декларацию в налоговую инспекцию по месту жительства по окончании года, в котором возникло право на получение имущественного вычета, т.е. в 2016 году.
В соответствии с п. 8 ст. 220 Кодекса имущественные налоговые вычеты могут быть предоставлены налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении с письменным заявлением к работодателю при условии подтверждения права налогоплательщика на имущественные налоговые вычеты налоговым органом по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Право на получение налогоплательщиком имущественных налоговых вычетов у налоговых агентов в соответствии с настоящим пунктом должно быть подтверждено налоговым органом в срок, не превышающий 30 календарных дней со дня подачи заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право на получение имущественных налоговых вычетов, предусмотренных пп. 3 и пп. 4 п. 1 ст. 220 Кодекса.
Если в налоговом периоде имущественный налоговый вычет не может быть использован полностью, его остаток может быть перенесен на последующие налоговые периоды до полного его использования. Вычет производится только в отношении доходов, которые облагаются налогом на доходы физических лиц по ставке 13 процентов.

Вопрос 5: При налогообложении доходов, полученных в виде выигрышей в лотерею, возможно ли получение налогового вычета по документально подтвержденным расходам, связанным с приобретением лотерейных билетов?

Ответ: На основании положений п. 1 ст. 209 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом обложения налогом на доходы физических лиц (НДФЛ) признается доход, полученный налогоплательщиками: от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 210 Кодекса при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме.
Физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые организаторами лотерей и организаторами азартных игр, за исключением выигрышей, выплачиваемых в букмекерской конторе и тотализаторе, исчисление и уплату налога производят исходя из сумм таких выигрышей в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 228 Кодекса.
Таким образом, при налогообложении доходов в виде выигрышей, полученных от организаторов лотерей, вычетов налоговым законодательством не предусмотрено.

Вопрос 6: Как уплачивается земельный налог за участок, полученный по наследству? Есть ли льготы по уплате земельного налога для пенсионеров?

Ответ: На основании ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщиками земельного налога признаются физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, признаваемыми объектами налогообложения.
В соответствии с п. 1 ст. 391 Кодекса налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно п. 4 ст. 391 Кодекса налоговая база для каждого налогоплательщика определяется на основании сведений органов, осуществляющих кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Кроме того, ст. 396 Кодекса установлено, что в отношении земельного участка (его доли), перешедшего (перешедшей) по наследству к физическому лицу, земельный налог исчисляется начиная с месяца открытия наследства.
Статьями 1113, 1114, 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Пунктом 6 статьи 85 Кодекса установлено, что органы, уполномоченные совершать нотариальные действия, и нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны сообщать о выдаче свидетельств о праве на наследство в налоговые органы соответственно по месту своего нахождения, месту жительства не позднее пяти дней со дня соответствующего нотариального удостоверения. В составе сведений, представляемых в налоговые органы по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 17.09.2007 № ММ-3-09/536@, указываются сведения о наследниках и о наследуемых объектах недвижимого имущества.
Учитывая, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, при поступлении от органа, уполномоченного совершать нотариальные действия, сведений о выдаче наследнику свидетельства о праве на наследство налоговый орган (при наличии сведений, достаточных для исчисления земельного налога) направляет лицу, вступившему в наследство, налоговое уведомление об уплате земельного налога. При этом наследник должен уплатить указанный налог с месяца открытия наследства.
В соответствии с п. 5 ст. 391 Кодекса налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в отношении земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении следующих категорий налогоплательщиков:
1) Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы;
2) инвалидов, имеющих I группу инвалидности, а также лиц, имеющих II группу инвалидности, установленную до 1 января 2004 года;
3) инвалидов с детства;
4) ветеранов и инвалидов Великой Отечественной войны, а также ветеранов и инвалидов боевых действий;
5) физических лиц, имеющих право на получение социальной поддержки в соответствии с Законом РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года № 3061-1), в соответствии с Федеральным законом от 26 ноября 1998 года № 175-ФЗ "О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча" и в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года № 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне";
6) физических лиц, принимавших в составе подразделений особого риска непосредственное участие в испытаниях ядерного и термоядерного оружия, ликвидации аварий ядерных установок на средствах вооружения и военных объектах;
7) физических лиц, получивших или перенесших лучевую болезнь или ставших инвалидами в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.
Налоговых льгот по земельному налогу для налогоплательщиков-пенсионеров Налоговым кодексом не предусмотрено.
В то же время земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (ст. 387 Кодекса).
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных Кодексом, а также могут устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.


------------------------------------------------------------------